Всемирный концерт

Всемирный юбилейный концерт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (щелкнуть) 

В концерте представлено  100 различных исполнений марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ из разных стран мира.  В открывшемся после щелчка окне Вы можете выбрать любой фрагмент концерта или  воспроизвести все записи подряд в автоматическом режиме. Для удобства просмотра разверните видео на весь экран. 

Наши спонсоры

Участники акции

 
М Черток. Русский военный марш

ImageВышла в свет книга Мхаила Чертка "РУССКИЙ ВОЕННЫЙ МАРШ. Сто лет маршу ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ." В книге нашли отражение многие идеи, впервые высказанные на страничках нашего сайта. Автор сердечно благодарит художественный совет и его председателя Николая Иннокентьевича Губина за плодотворное сотрудничество. Сегодня наш сайт представяет вторую редакцию этой книги -ИСТОРИЯ МАРША "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ".

Image

НОВАЯ КНИГА

Любители и ценители русской военной музыки! В конце декабря 2018 г. вышла в свет новая книга о марше Василия Агапкина "Прощание славянки" нашего историка и исследователя военной музыки Михаила Чертока. Эта монография является продолжением серии публикаций о русской военной музыке. Твердый переплет, 200 страниц, множество исторических документов и фотографий - все это делает книгу существенным вкладом в дело сохранения культурного наследия России. Книга подготовлена и выпущена издательством Канон+. Приобрести книгу по цене 240 рублей можно в издательстве по адресу: Москва, Малый Харитоньевский переулок, д. 4. Телефон +79036157197, директор издательства Юрий Валентинович Божко.

Автор выражает искреннюю признательность за помощь в работе А. и В. Свердловым, Н. Губину, С. Рябову, Ф. Петрову, Автор благодарит внуков Василия Ивановича Агапкина Владимира Шишкина и Юрия Свердлова, а также правнука Александра Шишкина за любезное предоставление фотографий из семейного архива. желающие ознакомится с фрагментами книги используйте ссылку

 

Сегодня художники рисуют картины о прощании сла-вянок, поэты слагают стихи, скульпторы ваяют памятники. О некоторых мы расскажем. Мелодия тысячелетия1 Много лет я считал днем рождения военного дирижёра Василия Ивановича Агапкина 3 февраля 1884 г., однако недавно, среди архивных документов, а именно списка офицеров 17-го особого полка ОГПУ за 1922 г. мной была обнаружена иная дата – 2 февраля 1884 г. Раздосадованный явным промахом биографов, я принялся названивать Азе Васильевне Свердловой (Агапкиной), дочери композитора, и из её слов понял, что «точного дня рождения отца не зна-ет никто, и что биографы основывались исключительно на семейных преданиях». До поры до времени я отложил ко-пию этого документа и забыл о нём. Вспомнил, когда гото-вил статью к 70-летию другого военного дирижёра – Нико-лая Иннокентьевича Губина, известного своими работами по истории знаменитого марша «Прощание славянки». Как и В.И. Агапкин, он появился на свет 2 февраля, только на целую жизнь позже, в послевоенном 1947 г. Их судьбы бы-ли удивительно похожими. В детстве оба терпели нужду, страстно увлеклись музыкой и рано начали играть в про-фессиональном духовом оркестре. Оба тянулись к настоя-щей, серьезной духовой музыке, но с образованием повезло больше Н.И. Губину. Он окончил музучилище, а затем во-енно-дирижёрский факультет при Московской государ- ственной консерватории им. П.И. Чайковского. А вот с ар-мейской службой вышло наоборот. Полковник Агапкин проносил погоны с золотой лирой всю жизнь, а майор Гу-бин – только 25 лет. Оба служили в армии военными ди-рижёрами, писали музыку для духового оркестра, концер-тировали, но у каждого была своя судьба и свой взгляд на историю. Хочу особо выделить сборник стихов Н. Губина «По-лёт над Землёй», удостоенный диплома Российского Импе-раторского Дома и Её Императорского Высочества Вели-кой Княгини Марии Владимировны (2014). Этот поэтиче-ский цикл посвящен 100-летию марша «Прощание славянки» и вошёл в сборник «Наследие» своеобразной исторической летописью. Тамбов. 1912. Семафоры мигают тревожно, Серый свет на платформу упал, Эшелон подают осторожно На центральный Тамбовский вокзал. Грусть ладонями-крыльями машет, И ломает слеза чью-то бровь, И в щемящем, пронзительном марше Чья-то вера, надежда, любовь, Хмурый город причины не знает, Но уже понимает без слов, Что «Прощание славянки» играют Трубачи, провожая бойцов. Поэт напрочь опровергает сложившееся в литературе мнение о первом исполнении марша в г. Симферополе в 1912 г. Опираясь на свидетельства тамбовских краеведов, перо поэта чётко обозначает проводы добровольцев Там- бовского гарнизона на Балканскую войну. Что же касается времени первого издания марша, то из того, что по этому поводу написали авторы книг о В.И. Агапкине и его знаме-нитом марше, сложилось и закрепилось следующее пред-ставление. После того как из-под руки В. Агапкина вышли первые нотные наброски марша, рукопись была обработана и инструментована Я.И. Богорадом в Симферополе. Позд-ней осенью 1912 г. марш уже прозвучал в исполнении ор-кестра Я.И. Богорада в Симферополе, на берегу речки Сли-вянки, а зимой 1913 г. – в исполнении оркестра, где служил Василий Агапкин, в Тамбове. Попробуем проверить эту версию. Я просмотрел в Российской государственной библиотеке (нотно-музыкальный отдел в доме Пашкова) в Москве все имею-щиеся там материалы, связанные с Я.И. Богорадом. У этого владельца «Бюро инструментовки пьес и издания нот для военной музыки», которое было достаточно известно в России, как оказалось, был хорошо поставлен учёт клиен-тов, обращавшихся в его контору. Оказалось, что среди обращавшихся к Я.И. Богораду авторов-композиторов, имя В. Агапкина вовсе не упоминается. В. Степанов в своей книге утверждает, что ученик Я.И. Богорада, Нагорный, который впоследствии стал военным капельмейстером, ви-дел поздней осенью 1912 г. в квартире своего учителя «бравого военного с усами». К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть этого сейчас уже невозможно, но есть основания усомниться в словах Степанова. Во-первых, право на художественный вымысел. Во-вторых, «бравым военным» мог быть кто угодно. И, в-третьих, мала вероятность поездки В. Агапки-на в Симферополь, когда и в Тамбове в то время были и местные композиторы, и инструментовщики. Мог ли В. Агапкин обратиться за помощью к своему капельмей-стеру Милову? Мог. Мог ли В.И. Агапкин обратиться за помощью к своему преподавателю в музыкальном училище Ф. Кадичеву? Мог. В конце концов, первые издания марша говорят о том, что созданы они в московских типографиях, а не в Симферополе. Таким образом, вышеприведённое хорошо укоренившееся в литературе мнение о том, что к обработке и первому исполнению марша был привлечён Я.И. Богорад, остаётся противоречивым и спорным. С 1972 г. Н.И. Губин в Москве. В самом сердце ор-кестровой службы Вооруженных Сил. Радуясь обилию ин-формации, часами просиживает в библиотеках, изучая био-графию В.И. Агапкина и исследуя социальный феномен его марша. Особенно привлекателен для него тамбовский период в жизни и творчестве молодого музыканта. Именно в это время сочиняется будущий знаменитый марш. После посещения могилы В.И. Агапкина Н.И. Губин пишет: «…Родился марш очень красиво, на волне славянского патриотизма, и у его колыбели долго и заботливо хлопота-ла умная и талантливая женщина с древнерусским именем Ольга». История эта весьма романтическая. Когда военный му-зыкант Василий Иванович Агапкин, мечтая выучиться на капельмейстера, приехал в Тамбов, он был зачислен штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Стройный красавец в военной форме, заставлявший своей певучей трубой замирать женские сердца, не остался без внимания тамбовчанок, и однажды подошла к нему с нотной тетрад-кой лучшая городская модистка Оля Матюнина. Поговори-ли они о музыке, о жизни, и вскоре запела серебристая агапкинская труба уже совсем другую песню. Заботливая жена одела мужа с иголочки, купила в ко-миссионке рояль с кипой различных нот и стала готовить будущую знаменитость к поступлению в музыкальное учи-лище. Церковно-приходская школа давала лишь начальное образование, а для поступления нужны были минимум че- тыре класса гимназии. Ольга попросила подругу-гимназистку, и та стала заниматься с Василием по недо-стающим предметам. Готовился Василий Иванович как одержимый и осенью 1911 г. поступил в Тамбовское музы-кальное училище на медно-духовое отделение. По счастью, бравый кавалерист-музыкант попал в класс известного пе-дагога Федора Кадичева. Именно Федор Михайлович при-вил своему талантливому ученику основы сочинительства и обучил начальной технике дирижирования. К чести преподавателя, студент Агапкин быстро усво-ил все необходимые учебные дисциплины, добросовестно изучил композиторский опыт отечественных и зарубежных мастеров, и уже через год стал пробовать свои силы в со-чинении прикладной музыки для военного оркестра. При-ближался столетний юбилей Бородинского сражения, и желание молодого музыканта создать героикопатриотиче-ское произведение в жанре духовой музыки на этом фоне выглядит вполне естественным. Чуть позже возник ещё один фактор, побудивший В. Агапкина к написанию зна-менитого теперь марша. В те годы в России внимательно следили за военными действиями, которые вели народы Балкан против турецко-го ига. Болгария, Сербия, Черногория и Греция боролись за полное освобождение от пятисотлетней османской тира-нии. Следом вспыхнула Первая мировая война, и В.И. Агапкин откликнулся на эти события сочинением марша с использованием образно-интонационного матери-ала патриотических произведений Л. Бетховена и П.И. Чайковского. Марш есть марш, и без героико-патриотического содержания его не бывает. К сожалению, в этот период молодую семью Агапкиных постигло несча-стье, и, может быть, именно по этой причине в мелодии марша появился маленький, щемящий душу, знаменитый «славянковский» форшлаг. А затем всё смешала кровавая круговерть войн и рево-люций. В. Агапкин едва не был расстрелян во время анто-новского восстания. Да и тут выручили Бог, жена и завет-ная труба. Послушав, как композитор исполняет на трубе знаменитый марш «Прощание славянки», братья Антоновы отпустили его на свободу. Когда закончилась гражданская война, молодому талантливому музыканту доверили один из лучших оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 г. ор-кестр, руководимый В.И. Агапкиным, выиграл смотр-конкурс в Москве, и судьба капельмейстера снова сделала крутой поворот. Ему поручают создать военный оркестр ВЧК (ОГПУ). В столице Василий Иванович смог, наконец, серьезно заняться сочинением музыки и особенно преуспел в жанре вальса. Из под его пера один за другим выходили настоя-щие шедевры жанра: «Голубая ночь», «Старинный вальс», «Волшебный сон». Эти произведения полюбились москов-ской публике и часто исполнялись с эстрады сада «Эрми-таж», где регулярно выступал его оркестр. По традиции, заложенной ещё в Тамбове, все выступления обязательно заканчивались исполнением марша «Прощание славянки». Надо сказать, что эта традиция соблюдается в русской во-енной музыке и сегодня. Даже ежегодный парад в честь победы в Великой Отечественной войне, события крупного масштаба, завершаются тысячетрубными звуками «Про-щания славянки». А вот на эстраде «Эрмитажа» традици-онная концовка выступлений творческих коллективов ста-ла забываться. А зря. Может быть, в год очередного юби-лея «Славянка» вновь займет свое законное место в программах концертов знаменитого московского сада? И будет неустанно напоминать людям о беспримерной само-отверженности простых русских женщин, на чьи хрупкие плечи война с беспощадной жестокостью взвалила судьбы фронтовиков – инвалидов и малых беспризорных детей… Москва. 1945. Конец войны. Суровая Таганка Цветами и улыбками бурлит, А у метро «Прощание славянки» Играет на гармошке инвалид. И в такт мехам потрёпанной тальянки, Склоняется седая голова. Роняет слезы гордая славянка, И обнажает головы Москва… Благодаря исследованием стало известно, что осенью 1941 г., из страха за судьбу детей, Ольга Агапкина сожгла рукопись партитуры марша. Но рукописи не горят, и уже через несколько недель марш восстал из пепла в звуках ис-торического парада на Красной площади, вдохновляя бой-цов, уходивших прямо на передовую линию обороны Москвы. Так и прошагал он с ними через всю Европу фронтовыми дорогами, на крыльях Победы перелетел че-рез океан, и навсегда поселился в сердцах американских фронтовиков. Дочь композитора рассказывала, как одна-жды в Нью-Йоркском метро она остановилась послушать бродячего аккордеониста, и произошло чудо: музыкант, даже не догадываясь кто стоит рядом, вдруг заиграл рус-ский марш «Прощание славянки», некогда написанный её отцом… Не чужды поэту и суровые лирические строки совре-менных войн, наполненные возвышенными звуками агап-кинского творения. На воинском кладбище. 1996. Нынче на воинском кладбище Вдовам чины – не указ, Нынче на воинском кладбище Щедрится Яблочный Спас. Гнутся деревья от тяжести Зрелых, душистых плодов. Спят боевые товарищи, Не нарушая рядов Ходят к могилам славяночки С горькой, обидной судьбой. Падают яблочки в ямочки, Падают Божьей слезой… Я был в горячих точках, многое видел, но всякий раз, когда читаю эти строки, хочется встать и снять шляпу. Пе-ред глазами возникает молодая вдова, рыдающая на могиле десантника, а в ушах начинает звучать высокий и скорбный марш штаб-трубача Василя Агапкина. В период с 1995 по 2010 гг. поэт пишет в защиту марша и его автора ряд ост-рых публицистических статей, создает серию поэтических и прозаических сборников, пишет мемуары. В 2010 г. май-ор запаса Н.И. Губин основал международное профессио-нальное интернет-сообщество «Военные капельмейстеры рубежа тысячелетия». Офицеры сообщества первыми во-шли в государственные органы с инициативой проведения ежегодного Международного фестиваля духовых оркест-ров имени В. Агапкина. С 2011 г. особое место в творче-стве Николая Губина занимает многолетняя перманентная работа над контентом музыкально-общественного интер-нет– сайта «Марш тысячелетия». Первоначально сайт был посвящен 100-летней истории русского военного марша «Прощание славянки», однако всесторонние исследования социальной сущности вопроса постепенно стали домини-ровать, и ныне сайт превратился в настоящую музыкально- общественную трибуну для двухмиллионной аудитории почитателей марша из разных стран мира. С 2012 г. автор и владелец сайта – бессменный коор-динатор интернет–акции Дни всемирного исполнения рус-ского военного марша «Прощание славянки». Акция про-водится по всему миру в дни Международного фестиваля духовых оркестров им. В.И. Агапкина на родине марша – в городе Тамбове с 10 по 13 июня. Поистине удивительна судьба этого сверхпатриотического произведения. Десятки легенд опутывают историю его написания. В зависимости от социального заказа ему приклеивали то белые, то крас-ные ярлыки, не понимая, что этот марш по сути есть и все-гда был исконно русским, и потому востребованным во все времена. Прочно вросший в поэтику духового оркестра, марш Василия Агапкина популярен и по сей день, и не только в России, но и в других странах. Наберите в любой поисковой машине два магических слова «Прощание сла-вянки» и компьютер тут же выбросит десятки ссылок на разных языках мира. И вот маршу уже без малого сто пять лет. Что для Истории этот срок? Мгновение… Вот как пи-сал об этом сам Николай Иннокентьевич Губин, когда по-сетил открытие памятного барельефа Василию Ивановичу Агапкину. Мы встретились. Привет, Василий! Цветы неспешно положу, Тебе, Скорбящий по России, Как капель капелю скажу: Прошли года, твой марш играют По всей Земле, ты знаменит, Пусть про меня никто не знает, Славянка нас тобой роднит. Перо строчит не уставая, Уж много лет пишу о том, Как ты, Россию опевая, Под Божьим вырастал перстом. Так думал я у барельефа, Сверяя наши две судьбы, А сквозь года пронзался эхом, Мотив агапкинской трубы… Поэт явно поскромничал. К тому времени он уже был маститым автором. Его перу принадлежали семь поэтиче-ских сборников, а его персональный сайт «Лира на пого-нах» насчитывал около трехсот тысяч посетителей. Но главное место в его творчестве всю жизнь занимал леген-дарный агапкинский марш. Жизнь музыкальных произве-дений измеряется иными, вневременными мерками. Они либо умирают «во младенчестве», либо живут вечно. «Прощание славянки» – типичный тому пример. По воле Бога скромное музыкальное произведение, родившееся от любви военного трубача и простой модистки, стало все-мирно известным и всенародно любимым «перонным» маршем, получив от радиостанции «МАЯК» уникальный исторический титул «Мелодия тысячелетия».
The comment section is restricted to members only.
 
 

Картинная галерея

Перевод сайта

Редкая фотография

Статистика

Пользователей: 269
Новостей: 51
Ссылок: 0
Посетителей: 2591626

Авторизация






Забыли пароль?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей

Наш баннер

НАШ БАННЕР

Код нашего баннера:

 
© 2019 "МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!