Всемирный концерт

Всемирный юбилейный концерт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (щелкнуть) 

В концерте представлено  100 различных исполнений марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ из разных стран мира.  В открывшемся после щелчка окне Вы можете выбрать любой фрагмент концерта или  воспроизвести все записи подряд в автоматическом режиме. Для удобства просмотра разверните видео на весь экран. 

Наши спонсоры

Участники акции

 
М Черток. Русский военный марш

ImageВышла в свет книга Мхаила Чертка "РУССКИЙ ВОКЕННЫЙ МАРШ. Сто лет маршу ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ." В книге нашли отражение многие идеи, впервые высказанные на страничках нашего сайта. Автор сердечно благодарит художественный совет и его председателя Николая Иннокентьевича Губина за плодотворное сотрудничество.Полный текст готовится к интернет-публикации, здесь же приводятся только фрагменты.

К истории создания марша

Приближается 100-летний юбилей марша «Прощание славянки», написанного Василием Ивановичем Агапкиным, русским капельмейстером и композитором. По общепризнанной версии, марш «Прощание славянки» был написан автором в октябре 1912 года, сразу же после начала Первой Балканской войны. Марш создан под впечатлением патриотического порыва, охватившего все славянские народы, и явился откликом на освободительную борьбу против турецкого владычества. Василий Иванович Агапкин в это время проживал в Тамбове и проходил действительную военную службу в 7-м кавалерийском запасном полку в должности штаб-трубача. Сегодня нет в России человека, который бы не знал и никогда не слышал мелодию бы этого марша. Это не случайно, ведь с первого своего звука марш берёт за сердце, западает в душу и навсегда остаётся в памяти. Как правило, звучание этого марша ассоциируется с расставанием, прощанием, разлукой. Недаром его исполняют при проводах в армию (фильм Н. Михалкова «Родня»), при отправлении поездов, при расставании. Незабываем потрясающий эпизод с Борисом и Вероникой из великого фильма М. Калатозова «Летят журавли». Вообще же, эта мелодия использована более чем в сорока отечественных фильмах.

К истории публикации марша

Что же касается времени первого издания и исполнения марша, то из того, что по этому поводу написали авторы книг об Агапкине и его знаменитом марше, сложилось и закрепилось следующее представление. После того как из-под руки Агапкина вышли первые нотные наброски марша, рукопись была обработана и инструментована Я.И. Богорадом в Симферополе. Поздней осенью 1912 года марш уже прозвучал в исполнении оркестра Богорада в Симферополе, на берегу речки Сливянки, а зимой 1913 года – в исполнении оркестра, где служил Василий Агапкин, в Тамбове. Попробуем проверить эту версию. Я просмотрел в Российской государственной библиотеке (нотно-музыкальный отдел в доме Пашкова) в Москве все имеющиеся там материалы, связанные с Богорадом. У этого владельца «Бюро инструментовки пьес и издания нот для военной музыки» , которое было достаточно известно и в России, и за её пределами (рис. 2), как оказалось, был хорошо поставлен учёт клиентов, обращавшихся в его контору. Так, например, его частым клиентом был В.В. Лейсек (около 60 трудов). Много было издано для духового оркестра инструментовок произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Балакирева, Кальмана, Даргомыжского, Шуберта, Дж. Сузы. Есть среди изданий и собственные произведения. Так вот, оказалось, что среди обращавшихся к Я. Богораду авторов-композиторов, имя Агапкина вовсе не упоминается. Степанов в своей книге утверждает, что ученик Богорада, Нагорный, который впоследствии стал военным капельмейстером, видел поздней осенью в квартире своего учителя «бравого военного с усами». К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть этого сейчас уже невозможно, но есть основания усомниться в словах Степанова. Во-первых, право на художественный вымысел (рис. 3). Во-вторых, «бравым военным» мог быть и Лейсек, который был постоянным клиентом Богорада и неоднократно посещал своего товарища, проезжая из Ташкента в Прагу через Симферополь. И, в-третьих, мала вероятность поездки Агапкина в Симферополь, когда и в Тамбове в то время были и местные композиторы и инструментовщики. Мог ли Агапкин обратиться за помощью к своему капельмейстеру Милову? Мог. Мог ли Агапкин обратиться за помощью к своему преподавателю в училище Ф. Кадичеву? Мог. В конце концов, первые издания марша говорят о том, что созданы они в московских типографиях, а не в Симферополе. Таким образом, вышеприведённое хорошо укоренившееся в литературе мнение о том, что к обработке и инструментовке марша был привлечён Я. Богорад, остаётся противоречивым и спорным. В литературе приводится изображение титульного листа и первой странички нот марша, якобы изданного Симферопольской типографией в 1912 году. Ниже приведена одна из страниц из книги Соколова (рис. 4). Заметим, что это, пожалуй, единственное изображение, встречающееся в литературе, без обрезанных краев...

 


The comment section is restricted to members only.
 
 

Картинная галерея

Перевод сайта

Редкая фотография

Статистика

Пользователей: 285
Новостей: 50
Ссылок: 0
Посетителей: 2327174

Авторизация






Забыли пароль?

Кто на сайте?

Наш баннер

НАШ БАННЕР

Код нашего баннера:

 
© 2017 "МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Пользовательского поиска
Найдите ноты, аудио и видеозаписи марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ Find the sheet music, audio and video of the march Farewell of Slav