Всемирный концерт

Всемирный юбилейный концерт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (щелкнуть) 

В концерте представлено  100 различных исполнений марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ из разных стран мира.  В открывшемся после щелчка окне Вы можете выбрать любой фрагмент концерта или  воспроизвести все записи подряд в автоматическом режиме. Для удобства просмотра разверните видео на весь экран. 

Наши спонсоры

Участники акции

 
Сергей Шипилов. Три легенды

Есть в Тамбове по улице Коммунальной старый дом. Просто старый дом, и на первый взгляд, нет в нем ничего особенного. А ведь именно в этом доме штаб-трубачем 7-го кавалерийского полка Василием Агапкиным по городской легенде был сочинен знаменитый марш "Прощание славянки". Сразу предвижу первый вопрос: откуда мне это известно? Ну что ж, откуда, расскажу чуть позже, а пока - немного о легендах. Дело в том, что теперь, когда прошло уже около ста лет после тех событий, точно уже никто ничего сказать не сможет. Никаких документов не сохранилось, а живые свидетели давно в мире ином. Остаются только воспоминания и свидетельства людей, специально занимающимися вопросами краеведения, а также... ох, ну что тут поделаешь, источники информации в Интернете. И все они будут использованы при написани цикла этих статей, целью которых является возможно альтернативная, но всё же история создания и триумфального шествия одного из величайших военных маршей России.

Первая легенда - марш "Прощание славянки" был написан в доме №80 по улице Коммунальной (Гимназической).

Легенда идёт от Марка Яковлевича Гуревича, ассистента кафедры физической географии (1963-1980) Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина (Тамбовского педагогического института). Марк Яковлевич был отменным знатоком города Тамбова, и всякий раз, когда наш город посещали именитые гости, его неизменно приглашали выступить в качестве гида. В начале 60-ых годов прошлого века Марк Яковлевич, работающий одновременно учителем географии в средней школе, возил на экскурсию в Мичуринск своих учеников. По пути он показывал им исторические места и, когда они проезжали по ул. Коммунальной, указал на дом под №80, как место, где в 1912 году жил штаб-трубач 7-го кавалерийского полка Василий Иванович Агапкин, и в котором и был написан марш "Прощание славянки". Среди учеников Марка Яковлевича был Александр Дмитриевич Лазарев, который рассказал мне про ту поездку и сфотографировал этот дом. Подробные фотографии можно посмотреть в фотогалерее портала tambov.su.

Теперь вопрос - а соответствует ли эта легенда истине? Конечно же я пошёл в библиотеку ТГТУ и перерыл все книги по краеведению. Увы, нашёл только одну. Вот она, про улицу Коммунальную: Горелов А.А., Щукин Ю.К., Тамбов: Справочник-путеводитель (центральная часть) Тамбов, 1999 - с. 117 "Рядом с поликлиникой параллельно друг другу стоят два одинаковых четырёхэтажных здания. Они построены в 1949 году в качестве жилых помещений для малосемейных работников завода. Планировка квартир в них выполнена с учётом кухонных помещений общего пользования. Не можем умолчать о том, что предположительно на месте этих домов в начале века в одном из частных одноэтажных домиков квартировала семья штаб-трубача В.И. Агапкина. Именно здесь ровно 85 лет назад и был создан Агапкиным его знаменитый марш "Прощание славянки"." Должен отметить, что эта информация во первых, ничего не опровергает, ведь место, указанное авторами, находится почти рядом с этим домом. Во вторых, ничего и не доказывает. Я уважаю авторов такого справочника, но верить им на все сто никаких оснований нет. К сожалению, я не нашёл работ самого Гуревича, хотя по информации с сайта ТГУ, он написал раздел "Город Тамбов" в работе "Города Тамбовской области". Возможно, это учебно-методическое пособие для студентов географического факультета ТГУ, которое если и есть, то только в библиотеке ТГУ. . Итак, мы имеем информацию из двух источников, что дом, где квартировал Агапкин, находился на улице Коммунальной (Гимназической), причём оба свидетельства показывают место в радиусе 100 метров друг от друга. В первом случае, информации от Гуревича, дом ещё цел. Во втором, информации от Горелова и Щукина, дома уже нет. Где истина? К сожалению, я на этот вопрос ответить не могу, но склонен доверять в этом вопросе Гуревичу. Почему? Да хотя бы потому, что дом №80 ещё цел, чёрт возьми, и это главное. Настоящая легенда такого рода должна не только существовать в памяти, но и иметь материальное воплощение. Мы можем подойти к этому дому, внимательно посмотреть на него, представить как он мог выглядеть много лет назад и как из окон этого дома были слышны звуки рояля с первыми вариантами "Прощания славянки

Вторая легенда – марш "Прощание славянки" был впервые исполнен в октябре 1912 на перроне вокзала в Тамбове в честь отбывающих на Балканы добровольцев.

Передо мной лежит фотография железнодорожного вокзала Тамбова начала 20-го века издания типографии П.С. Москалёва. На первый взгляд ничего выдающегося в нём нет, ведь такие вокзалы в дореволюционной России были у каждого крупного железнодорожного узла. Но на этом вокзале впервые прозвучал марш "Прощание славянки". Конечно же, это легенда, и в данном случае, как и с первой легендой, никаких документов, как подтверждающих, так и опровергающих её, найти невозможно. Более того - версий про места первого исполнения я знаю по крайней мере ещё две. Это строевой смотр 7-го кавалерийского полка и летний сад Дворянского собрания. Но первое исполнение марша на железнодорожном вокзале, на мой взгляд, наиболее соответствует истине. А поэтому - разрешите представить. Откуда информация? Увы, из Интернета, где ссылок про первое исполнение на вокзале вагон и маленькая тележка. Все я их приводить в пример не буду, поскольку в данном случае достаточно одной. Пусть это будет статья из бывшей ленинской библиотеки. Вот что там написано: Впервые "Славянка" прозвучала на перроне вокзала в Тамбове в октябре 1912 года в честь отбывающих на Балканы добровольцев. Вскоре марш играли все военные оркестры России. Собственно на этом можно было бы статью и закончить, однако просто что-то сказать мало, ведь вопросов в этой легенде действительно много, на которые хочешь не хочешь, а придётся давать ответ. Вот два из них: Вопрос: Да, марш написан осенью 1912 года по следам Балканской войны. Вот только написан он для фортепиано, а оркестрован лишь весной 1913 года, когда первая Балканская война закончилась. Как же тогда на вокзале могло звучать фортепианное исполнение? Ответ: Действительно, Балканская война (9 октября 1912 - 29 мая 1913) к тому времени закончилась. Но откуда известно, что оркестрован он был только весной? Мы знаем только, что Агапкин ездил в Симферополь к известному капельмейстеру, композитору и нотоиздателю Якову Богораду, который "помог начинающему композитору с третьей частью, помог записать клавир и оркестровал его детище". Это всё. Но когда он ездил, история умалчивает. Так почему же он не мог поехать осенью того же года, сразу после написания? Мог и ещё как мог. Поэтому никаких фортепианных исполнений - на вокзале звучал оркестр. Вопрос: Везде, где упоминаются добровольцы, идущие на Балканскую войну, говорится о Варшавской железной дороге и только об её станциях, как точках формирования добровольческих отрядов. Где Тамбов, и где Варшавская железная дорога? Ответ: А никто и не говорит, что в Тамбове были сформированы добровольческие отряды. Но почему не могло быть торжественных проводов к этим точкам? Неужели из того же 7-го кавалерийского полка, где служил Агапкин, добровольцев не нашлось? Так что это не аргумент. Таких вопросов можно придумать много, но на них всегда есть логичный, не противоречащий здравому смыслу и историческим фактам ответ. В данном случае можно даже допустить, что это одно из первых исполнений, но опять же, как и в случае с первой легендой - где тот летний сад Дворянского собрания и та воинская часть, где был строевой смотр? А вокзал - живая история, стоит до сих пор, тот же самый, хоть и надстроенный в советский период. И не только вокзал, но и здания около него все сохранились, в которых и сейчас живёт дух того времени и исторического колорита, сопровождавшего выступление военного оркестра Агапкина. Господа, всего лишь капельку воображения, и вы легко сможете окунуться в атмосферу того времени, мысленно перенестись на столетие назад. То же здание Тамбовского вокзала, но другой антураж, и публика на перроне, военная и штатская, одетая по моде ушедшей эпохи, зябко кутающаяся в свои пальто на холодном осеннем ветру. И строгий военный оркестр, исполняющий новый марш, невзирая на капризы погоды. И вы тоже присутствуете там, стоя в толпе зрителей, с тревожным вниманием впервые слышите торжественные, волнующие звуки музыки, и думаете о судьбе России и о грядущем...

Третья легенда - на параде советских войск, состоявшемся на Красной площади 7 ноября 1941 года, в числе других военных музыкальных произведений исполнялся марш "Прощание славянки".

Ранним утром 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся знаменитый парад советских войск на Красной площади, который было решено провести для укрепления морального духа. Руководство СССР посчитало это возможностью заявить на весь мир о том, что Москва стоит и будет стоять твердо. Торжественный марш войск на Красной площади открыли курсанты артиллерийского училища. С развернутыми знаменами, под боевые революционные марши шли по главной площади страны артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Потом по Красной площади двинулись конница, знаменитые пулеметные тачанки, прошли танки Т-34 и КВ. В параде приняли участие батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, Краснознаменного артиллерийского училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и МЗО, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки, которые к 7 ноября прибыли из Мурманска и Архангельска. Парадом командовал начальник гарнизона столицы генерал-лейтенант Павел Артемьев, принимал парад маршал Советского Союза Семен Буденный. Напутствовал уходящие с парада на фронт войска Сталин. Многие читатели наверно тут же зададут вопрос: а что же здесь такого легендарного и невероятного? Дело в том, что вопрос этот спорный и существует много источников, которые на него отвечают по-разному. Поэтому точно, со стопроцентной вероятностью дать ответ на этот вопрос невозможно, а отсюда следует, что это легенда, хотя ничего невероятного в ней нет. Но то, что в параде принимал участие сводный оркестр под управлением Василия Ивановича Агапкина - исторический факт. За несколько дней до парада, 2 ноября он был срочно вызван к военному коменданту Москвы генерал-майору Синилову, где получил "чрезвычайно важное и сугубо секретное" задание - в кратчайший срок создать сводный духовой оркестр: в глубокой тайне готовился военный парад на Красной площади. Задача перед Агапкиным стояла трудная. Одни музыканты были на фронте, другие в эвакуации, оставались лишь музыканты московских воинских частей. Первая репетиция была назначена на утро 2 ноября. День и две ночи Василий Иванович метался по городу, собирая людей, обдумывая программу. Репетиция состоялась в срок в здании Конного манежа (ныне спортзал на Комсомольском проспекте). В семь утра 7 ноября 1941 года сводный оркестр построился на Красной площади напротив Мавзолея. Погода внезапно испортилась, резко похолодало, завыл ветер, пошел снег. Вдруг обнаружилось, что на морозе замерзают клапаны труб. "Инструменты - под шинели!" - распорядился Агапкин. Огромные басы укрывали полами шинелей, клапаны грели руками. И когда начался парад, грянули без помех славные российские марши - "Парад", "Герой" и, конечно, "Прощание славянки". С развернутыми боевыми знаменами полки уходили прямо на близкую передовую. После того, как прошла пехота, оркестр должен был подвинуться, чтобы пропустить парадную конницу, артиллерию, танки. Но никак не могли сдвинуть с места старого дирижера. От сильного мороза Василий Иванович Агапкин закоченел, не только свело лицо, но и намертво примерзли к помосту сапоги. Музыканты стали поспешно отдирать его. Вот что вспоминал о том дне сам Василий Агапкин: "Что делать?.. Задержу кавалерию, получится заминка, а я не могу даже слова выговорить: так как и губы замерзли, не шевелятся. Жестом никого не подзовешь. Любой мой взмах на виду оркестра может быть истолкован как дирижерский приказ. Спасибо капельмейстеру Стейскалу. Он догадался и быстро подбежал к подставке. Я нагнулся, рукой оперся на его плечо и отодрал ноги. Все еще держась за плечо Стейскала, медленно спустился по ступенькам вниз. Движением руки я подал знак, чтобы оркестр отвели к ГУМу..." Весть о военном параде в Москве разнеслась по всему миру. За образцовое выступление сводного оркестра капельмейстеру В.И. Агапкину была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Так легенда это или нет? А я ни на чём и не настаиваю. Пускай даже это вымысел, легенда, но легенда красивая, и, кстати, вполне правдоподобная. Лично я не могу представить другой, более подходящей музыки, провожающей своих солдат на великую освободительную войну. Словно бы воочию вижу, как под торжественные, воодушевляющие звуки этого марша проходят парадом стройные ряды полков и прямо с Красной площади отправляются на фронт, где их ждут кровь и пот войны, безумно тяжкие сражения с сильным противником, слава, бессмертие и - ПОБЕДА!

Тамбов

2008 г


The comment section is restricted to members only.
 
 

Картинная галерея

Перевод сайта

Редкая фотография

Статистика

Пользователей: 285
Новостей: 50
Ссылок: 0
Посетителей: 2327176

Авторизация






Забыли пароль?

Кто на сайте?

Наш баннер

НАШ БАННЕР

Код нашего баннера:

 
© 2017 "МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Пользовательского поиска
Найдите ноты, аудио и видеозаписи марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ Find the sheet music, audio and video of the march Farewell of Slav