Всемирный концерт

Всемирный юбилейный концерт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (щелкнуть) 

В концерте представлено  100 различных исполнений марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ из разных стран мира.  В открывшемся после щелчка окне Вы можете выбрать любой фрагмент концерта или  воспроизвести все записи подряд в автоматическом режиме. Для удобства просмотра разверните видео на весь экран. 

Наши спонсоры

Участники акции

 
Статья М Чертока

"ВАСИЛИЙ АГАПКИН И ЕГО МАРШ "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ"

Главный специалист-эксперт отдела науки и инноваций Департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры Российской Федерации Михаил Давидович Черток родился в 1966 году в Ленинграде. Окончил Военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, активно занимается исследованиями в области истории военной музыки.

 

 

            Сегодня нет в России человека, который бы не знал или не слышал эту мелодию. Не случайно ведь с первого своего звука марш западает в душу и навсегда остается в памяти. Как правило, звучание этой музыки ассоциируется с прощанием, разлукой. Недаром его исполняют при проводах в армию (фильм Н.Михалкова «Родня»). Незабываем эпизод с Борисом (Н.Баталов) и Вероникой (Т.Самойлова) из великого фильма М.Калатозова «Летят журавли». И все же история марша нуждается в прояснениях. Самое первое заключается в дате написания. Второе — в принижении автором заслуги в создании гениального произведения. При жизни Агапкин неохотно говорил о своем детище, не считал его выдающимся и даже пояснительную записку к маршу написал спустя полвека. Почему? И наконец, третье заключается в самой мелодике вещи. Отчего с первого же звука марш узнаваем, признаваем и западает в сердце? Ведь в истории музыки мало примеров подобного феномена. Начать хотелось бы с событий, более близких к нам в истории, нежели первая Балканская война 1912 года. Но предварим: гения никакой Фрейд не объяснит. Скромнейший штаб-трубач, пылинка на ветру, рождает в провинциальном Тамбове, на берегах мелководной Цны, шедевр, равный несравненным образцам мировой музыкальной культуры.     
          Одним из решающих событий Великой Отечественной войны по праву признается исторический парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Он проходил всего в одном танковом переходе от рубежей обороны и знаменателен многим. Руководителем сводного военного духового оркестра, призванного обеспечивать музыкальное сопровождение парада, был назначен интендант 1-го ранга Василий Иванович Агапкин. Всенародная любовь к маршу такова, что, когда смотришь даже кинохронику того легендарного парада, его мелодия невольно звучит в голове. Ловишь себя на мысли, что без этого марша нельзя было уйти на подвиг, без него мы бы просто не выдержали, не отстояли Москву, В тот критический для России момент от народа и руководства страны требовалось предельное напряжение, чтобы не допустить захвата врагом столицы. Сталин принял решение провести традиционный парад на глазах у противника. Очень удачно было подобрано сочетание военной музыки и управление оркестром автором популярнейшего в народе марша. Но почему именно Агаикин? Как пишет в своих мемуарах генерал Артем Федорович Сергеев, одним из любимых музыкальных произведений Сталина был марш Агапкина. По его словам, Сталин часто слушал на патефоне пластинку с записью этого произведения в исполнении самого автора. Если по своему значению и влиянию на исход войны ноябрьский парад 1941 года приравнивается к величайшим сражениям Великой Отечественной, то «Прощание славянки» можно поставить в один ряд с такими источниками Победы, как любовь к Родине, ненависть к фашистскому агрессору. Хорошо отражает Настроение и картину того дня повесть Ю.Тюрина «Парад». Она разительно отличается от других работ, описывающих утро 7 ноября. Повествование в ней ведется от имени самого капельмейстера. Автор рассказывает о том, как Василия Ивановича назначили главным музыкальным руководителем парада, как и где шли репетиции сводного оркестра и всего парадного расчета, как проходил сам парад. По словам писателя, рассвет 7 ноября стал для Агапкина самым значительным событием в жизни...

Повторим, что марш «Прощание славянки» был написан в 1912 году. Спикер Государственной думы Б.Грызлов в ходе официального визита в январе 2011 года в Тамбов, гимном которого является этот марш, во время беседы с журналистами поддержал идею о придании празднованию столетия марша общенационального статуса. Борис Витальевич, в частно¬сти, сказал: «Думаю, что это событие всероссийского масштаба. Сегодня мы обсуждали, что к этой дате может быть приурочен Всероссийский фестиваль духовой музыки, который пройдет в Тамбове. На него приедут духовые ор¬кестры со всей нашей страны. Состо¬ится большой праздник, который бу¬дет идти, безусловно, не один день».
 Василий Иванович Агаикин родился 3 февраля 1884 года в деревне Щанчероно (ныне село Михайлов-ское) Рязанской губернии. В десять лет, потеряв родителей, он становится по воле добрых людей воспитанником оркестра 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка. В 1899-м — Аварский резервный пехотный батальон (Махачкача), воспитанник оркестра. 1900 год — 82-й пехотный полк (Грозный), му¬зыкантский воспитанник. 1901-1906 годы — 45-й драгунский Северский полк. 1906-1909 годы — Тверской драгунский полк (Тифлис), срочная служба в должности военного музыканта. 1910-1917 годы — 7-й запасной кавалерийский полк, сверхсрочная служба в должности штаб-трубача (Тамбов). 1918-1920 годы - Крас¬ная армия, 1-й гусарский Варшавский полк, капельмейстер. В 1920-м, после провала наступления Тухачевского на Польшу, назначен капельмейстером оркестра войск ГПУ (Москва). 1922-й — 17-й особый полк войск ОГПУ, военный капельмей¬стер. 1923-й — 1-я Московская школа Транспортного отдела ОГПУ, капельмейстер. 1930-й — Центральная школа ОГПУ, Высшая школа НКВД СССР, военный дирижер. 1947 -1955 годы — образцовый оркестр МГБ, начальник оркестра. Общий стаж военной службы в Красной и Советской армии, включая службу музыкантским воспитанником, составил более 60 лет! Умер полковник Агапкин в 1964 году, незаметно от СМИ, похоронен на Ва¬ганьковском кладбище в Москве.
          Свои композиторские замыслы Василий Иванович, кроме «Прощания славянки», реализовал в сочинениях «Волшебный сон», «Стон Варшавы» (1915), «Любовь музыканта», «Голубая ночь», «Сиротка», «Ночь над Москвой», «Дочь улицы», «На берегу Черного моря», «Веселый отдых» и многих других, всего около сорока работ. Известность к Агапкину пришла сразу. Уже в 1913-1914 годах газеты широко публиковали заметки, упоминавшие его марш. Потом наступил период «полузабытости». Несмотря на всенародную известность марша, официальное признание пришло к автору поздновато. Что стало причиной замалчивания имени и заслуг Агапкина на про¬тяжении десятилетий? Виной тому — огромная популярность мелодии марша еще до Первой мировой войны.
      В годы Гражданской войны «Прощание славянки» стало любимым сначала у белых и только потом у красных. К тому же на мелодию марша было сочинено немалое количество текстов, которые могли не понравиться властям. Эти песни распевались и белыми, и красными, хотя сам автор в то время служил на стороне красных. Сохранились некоторые тексты песен того периода.

Песня добровольцев студенческого батальона (1918)6:

Вспоили вы нас и вскормили,
Отчизны родные ноля.
И мы беззаветно любили
Тебя, Святой Руси земля.
 
Мы дети Отчизны великой.
Мы помним заветы отцов,
Погибших за край свой родимый
Геройскою смертью бойцов.

Припев:

Но грозный час борьбы настал,
Коварный враг на нас напал,
И каждому, кто Руси сын,
На бой с врагом лишь путь один.

Приюты наук опустели,
Все студенты готовы в поход.
Так за Отчизну, к великой цели
Пусть каждый с верою идет.

Пусть каждый и верит, и знает.
Блеснут из-за тучи лучи,
И радостный день засияет,
И в ножны мы вложим мечи.

Все это мешало известности композитора в советское время. Это подтверждают вышедшие подцензурные словари и энциклопедии — официальные источники информации о жизни замечательных людей нашей страны. Впервые скромные известия об Агапкине-находим только в Большой советской энциклопедии (БСЭ) выпуска 1970 года, но не в виде отдельной статьи, а лишь как упоминание его фамилии в статье, посвященной духовым оркестрам. Причем Василий Иванович незаслуженно, на наш взгляд, упомянут после В.М. Блажевича, Ф.И. Николаевского и С.А. Чер-нецкого. И это несмотря на то, что даже в алфавитном порядке он дол¬жен быть упомянут первым. В статье «Военная музыка» в пятом томе БСЭ, в Музыкальной энциклопедии 1982 года об Агапкине нет й слова. Удивительно, но, несмотря на такую слабую «энциклопедическую» известность Агапкина, в учебнике «Советская военная музыка», написанном в 1977 году, в посвященной ему статье мы читаем о марше «Про¬щание славянки» следующее: «Как и вальс "На сопках Маньчжурии" И.Шатрова, этот марш обошел всю Россию. Поэты складывали к нему стихи, а затем на сочиненные стихи марш стали петь». Советский энциклопедический словарь (1980) об Агапкине не упоминает. Регулярные сведения об Агапкине в энциклопедических изданиях находим только с 2000 года. Так, например, в Российском энциклопедическом словаре под общей редакцией академика A.M. Прохорова, изданном в 2001 году, имеется заметка о выдающемся военном дирижере. Есть информация о Василии Ивановиче и в Большой энциклопедии, состоящей из 62 томов. Здесь рассказывается о том, что марш «Прощание славянки», написанный в 1912 году, был в советское время якобы запрещен, а также о том, что в годы Гражданской войны существовали песенные варианты .марша. К сожалению, как часто бывает, делается все это без каких-либо указаний на первоисточники. В Новой российской энциклопедии, вышедшей под редакцией А.Д. Некипелова, говорится, что Агапкин «дирижировал оркестром на Параде Победы I! Москве 24.06.1945». Это не совсем так. На самом деле Агапкин руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросали фашистские штандарты к стенам Мавзолея. Если прислушаться к игре барабанов в тот день, просматривая кадры кинохроники, мы четко услышим тему вступления к маршу «Прощание славянки» и несколько первых тактов главной темы. А сводным же оркестром на Параде Победы дирижировал генерал-майор С.А. Чернецкий, начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Советского Союза.
       В учебнике «История военной музыки России», написанном под редакцией В.И. Тутунова в 2005 году, о самом композиторе и его творчестве сказано: «Из всех русских маршей, по¬явившихся в XX веке до Октябрьской революции, наиболее привлекательным является сочинение В.Агапкина "Прощание славянки", получившее широкую известность и сохранившееся в репертуаре военных оркестров и ансамблей вплоть до наших дней». Автор учебника подчеркивает, что огромная популярность марша «Прощание славянки» обусловлена прежде всего мелодичностью, простотой, связью с распространенными бытовыми музыкальными жанрами. Эта связь проявляется как в нешаблонной форме, так и в особенностях мелодики. Вместе с тем здесь строго соблюдены все традиционные жанровые признаки марша. По форме марш представляет собой как бы куплетную песню, состоящую из трех периодов. Есть здесь сообщение, что именно в Тамбове в 1912 году Агаикин написал свой марш, который, по словам автора, явился «откликом на освободительную войну славянских народов Балканского по¬луострова против турецкого ига». Многие детали истории жизни и творчества композитора и дирижера раскрывают перед нами художественные произведения, написанные в разное время различными авторами. Упоминает, например, о марше историк Н.Н. Яковлев в своей знаме¬нитой книге «1 августа 1914». В частности, он приводит дневниковые запи¬си участника той кампании: «Звучит команда: "На молитву — шапки долой, певчие — перед полк". После "Ура" оркестр играет "Боже, царя храни!". У многих на глазах слезы. Полк двинул¬ся на вокзал. На перроне торопливое прощание. И гром оркестров. Замеча¬тельная русская музыка, не.имеющая равной в мире, за счет которой еще Наполеон относил многое в победах российского оружия. Но кто возь¬мется указать, почему с началом той войны все чаще звучал хватающий за душу марш "Прощание славянки"? Написанный незадолго до того и про¬мелькнувший как-то незамеченным, марш этот с августа 1914 года стал необычайно популярным, иод неопи¬суемо скорбные звуки его отходили к границе бесконечные эшелоны с бес¬численных вокзалов». Хорошо известна книга В.К. Степанова «Неувядаемый марш», которая написана по воспоминаниям дочери Агапкина — Азы Васильевны Свердловой. Книга эта ценна тем, что остается одним из самых ранних исследований биографии Агапкина. Сведения из этой книги цитируются всеми энциклопедиями, словарями и учебниками, но, к великому сожале¬нию, зачастую с искажениями и зна¬чительными изменениями, забывая о том, что сам Степанов, как писатель, имел полное право на художествен¬ный вымысел. Вот какую характеристику дает своему маршу Агапкин в записке, по¬мещенной Степановым в своей кни¬ге; «Марш "Прощание славянки" был мною написан накануне 1-й Миро¬вой войны под влиянием событий на Балканах, когда Турция агрессивно напала на мирные балканские госу¬дарства'8. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сы¬новей, мужей и братьев на священную защиту Родины... В Агапкин». Степанов пишет: «В октябре 1912 года тихий Тамбов всколыхнула весть: началась 1-я Балканская война... Агапкин в эти дни не находит себе места — он весь захвачен балканскими событи¬ями. Свои чувства стремится выразить в музыке. Забыв о черновиках вальса, подбирает на рояле такую мелодию, которая звала бы славян в священный бой. Он то садится за рояль, то берет трубу. А оторвется от инструмента — напевает себе под нос какую-то мелодию... Сейчас Василий Иванович много трудится по ночам, устал, стал раздражителен. Не раз крышка рояля опускается со стуком, а на пол летят скомканные нотные листы... Свой марш, родившийся на тихой Гимнази¬ческой улочке в Тамбове осенью 1912 года, штаб-трубач Агапкин так и назвал — "Прощание славянки"». Вспомним, что балканский во¬прос волновал русское общество не один десяток лет, начиная со вто¬рой половины царствования Александра П. Ему уделяли немало сил и времени императоры Александр III и Николай II. Дом Романовых был связан родственными узами с коро¬лем Черногории Николаем I: его две дочери были замужем за русскими великими князьями. В разрешении Балканского кризиса активно участ¬вовали К.Победоносцев, М.Скобелев, В.Верещагин, В.Поленов, И.Аксаков, В.Гаршин, Л.Толстой, Ф.Достоевский, К.Леонтьев, В.Соловьев, Н.Гумилев, митрополит Антоний (Храповиц¬кий). Балканским событиям сербско-турецкой войны 1875-1876 годов по¬святил свой знаменитый «Славянский марш» П.И. Чайковский. Война началась в октябре 1912 го¬да, и неудивительно, что уже в этом месяце, как следует из утверждений многих писателей, на экране тамбов¬ского «синема» крутят хронику со¬бытий на Балканах. Это в наш век информация распространяется по миру стремительно, но в 1912 году фронтовые сводки, а уж тем более кинохроника, наверное, доходили до граждан с большим опозданием. Вот как описывают журналисты тех времен процесс передачи вестей с театра военных дей¬ствий, из Болгарии в Россию: «Корреспондент г-н Мамонтов сдает телеграмму в триста слов в Яни (в трехстах верстах от Стара-Загоры). При этом происходит следующий диалог. — Что же мне делать с вашей депешей? — спрашивает телеграфист. — Отправьте по телеграфу в свободное время. — Да у нас не бывает свободного времени... День и ночь поочередно вы¬стукиваем служебные депеши... Впро¬чем, завтра же отправим на буйволах до Лозенграда. А там по телеграфу пойдет... — Нет, и там на буйволах, — вмешивается другой телеграфист, — до Ямбола. — Когда же она дойдет до Моск¬вы? — Дней через десять, не раньше. — А если срочною ее сдать? — Тогда на сутки позже. — Почему?! — Срочную надо записывать в реестр, она ведь втрое дороже, — а буйволы все равно скорее не повезут, будь она хоть десять раз "срочная"... Из сказанного следует, что чита¬тели, даже внимательно следившие по газетам за ходом войны, не могли как следует ориентироваться в проис¬ходящих событиях»21. А документальное кино в 1912 году крутилось в Тамбове максимум через неделю после съемок сюжетов — там работал владелец синема-театра «Мо¬дерн» предприимчивый профессио¬нал и мобильный оператор Г.А. Бул¬гаков. К сожалению, не сохранилась его архивная киносъемка «День сбора в пользу балканских славян в Тамбо¬ве» (сбор урожая 1912 года, выпуск на экран 5 ноября 1912 года). В.В. Соколов в книге «Прощание славянки»22 говорит: «Неизвестно, долго ли создавалось произведение, да это и не столь важно. Можно пред¬положить, что процесс сочинения измерялся часами, но такими, за которыми стояла вся жизнь Василия Агапкина, история его рода. Создан был марш*"Прощание славянки" и посвящался всем славянским женщи¬нам...» Книга Соколова, к сожалению, имеет мало ссылок на источники ин¬формации. Особую ценность между тем для всех нас имеют фотографии, в том числе снимки отдельных нот¬ных листов из альбомов — первых из¬даний марша. Некоторыми исследователями вы¬сказывалось предположение, что марш написан в скверном расположении ду¬ха. Об этом же говорит и дочь Василия Ивановича — Аза Васильевна. Что послужило причиной плохого настроения Агапкина, сейчас не узнать. Но беру на себя смелость предполагать, что имела место осенняя депрессия. Именно об этих обстоятельствах и упоминает очень осторожно Степанов в своей работе «Неувядаемый марш». Речь идет о смерти новорожденного ребенка в семье Агапкиных. И довольно точно указана дата — ноябрь. По словам А.В. Свердловой, первый ребенок родился у молодой четы Агап¬киных в 1911 году, осенью, девочку назвали Ниной. К сожалению, при вы¬даче свидетельства о рождении, в 1921 году, произошла ошибка, и год рожде¬ния Нины стал 1912. На фотографии из семейного архива 1915 года изо¬бражены Василий Иванович, Ольга Алексеевна и их дочь Нина 1911 года рождения. По словам Азы Васильевны, следу¬ющий ребенок в семье Агапкиных был рожден осенью 1912 года, и в ноябре, в грудном возрасте, девочка умерла. Об этом событии и упоминает Степанов, объясняя приступы меланхолии у Ва¬силия Ивановича. Третий ребенок, то¬же девочка, родилась в 1915 году, но, к великому несчастью, умерла от ме¬нингита в 1920-м. Аза родилась в 1921 году, а сын Борис в 1923-м. Таким образом, у нас, вслед за утверждениями строгих энциклопе¬дий, книг, написанных писателями на основе воспоминаний родственников Агапкина, мало поводов сомневаться, что марш «Прощание славянки» был написан именно в конце 1912 года. Мы считаем правильным выбор этого года как точки отсчета 100-летия произве¬дения — не просто национального, но и общеславянского масштаба. Из того, что по этому поводу написали авторы книг об Агапкине, сложилось и закрепилось следующее пред¬ставление. После того как из-под руки Василия Ивановича вышли первые нотные наброски, рукопись была обработана и инструментована Я.И. Бо-горадом. Поздней осенью 1912 года марш уже прозвучал в исполнении оркестра 51-го Литовского полка в Сим¬ферополе, на берегу речки Славянки, а зимой 1913 года — в исполнении оркестра, где служил Василий Иванович, в Тамбове. Мы проверили в Российской государственной библиотеке (отделение в Доме Пашкова) все имеющиеся там материалы, связанные с Богорадом. У владельца «Бюро инструментовки Богорад и Ко», которое было известно далеко по России и за ее пределами, как оказалось, был хорошо поставлен учет авторов, обращавшихся в эту контору. Так вот, оказалось, что среди обращавшихся к Богораду авторов-композиторов имя Агапкина вовсе не упоминается. Таким образом, укоренившееся мнение, что к обработке и инструмен¬товке марша был привлечен Богорад, остается спорным. В литературе приводится изображение титульного листа и первой странички нот марша, якобы издан¬ного симферопольской типографией в 1.912 году. Мы воспроизводим одну из страниц книги Соколова «Прощание славянки». Заметим, что это, пожалуй, единственное изображение, встречаю¬щееся в литературе, без обрезанных краев. Рассмотрим титульный лист. На нем при внимательном взгляде видим сверху справа: «Посвящается всем славянским женщинам». На нотном тексте сверху посереди¬не написано: «Посвящается событиям балканских государств». Снизу на ти¬тульном листе посередине написано: «Юлий Генрих Циммерман, поставщик Двора Его Императорского Ве¬личества, Москва, Кузнецкий Мост, дом Захарьина, С.-Петербург, Мор¬ская, д. 36». На нотном тексте снизу справа написано: «Печатня В.Гроссе в Москве, Б. Спасская ул., соб. д.». По¬середине номер 1481. Это дает основания полагать, что титульный лист и нотная страничка, опубликованные Соколовым, относятся к совершенно разным изданиям. Известна фотография, на которой Василий Агапкин, воспитанник ор¬кестра 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка, держит в руках корнет. Нам удалось установить, что эта неболь¬шая труба как раз и была изготовлена на фабрике музыкальных инструмен¬тов Циммермана в Петербурге, о чем свидетельствует соответствие данного инструмента изображению на реклам¬ной бирке фабрики. Эта рекламная бирка помещалась на внутренней стороне чехла и знако¬мит нас с уникальной для того времени музыкальной фабрикой — Производ¬ственным объединением I Циммермана. Там не только изготавливали музы¬кальные инструменты, но и готовили к печати, издавали ноты музыкальных произведений. Фирма была не просто крупной, но и солидной, престижной. По данным статистических сбор¬ников 1911-1912 годов, выпущенных МВД России25, издательство Цим¬мермана стояло на втором месте по¬сле издательства П.Юргеисона но ко¬личеству изданных наименований и среднему тиражу изданий. Тем не ме¬нее даже упоминания о марше Агап¬кина «Прощание славянки» в этих сборниках отсутствуют. Значит, мы можем предположить, что в этом изда¬тельстве марш был напечатан позднее 1912 года. О характере возможных взаимоот¬ношений Агапкина с издательством, имевшим, европейскую известность, повествует Г, К. Иванов в своей книге «Нотоиздательское дело в России»26: «„.если к издателю является начинаю¬щий композитор, сочинения которого были с успехом исполнены публично и удостоились лестных отзывов печати, то издатель, нисколько не интересуясь достоинствами сочинения, в котором он ничего не понимает, игнорируя и успехи, и отзывы критики, предлагает композитору напечатать сочинения на его, композитора, средства и требует безвозмездной уступки издателю на¬всегда права собственности на них. Когда сочинения эти начинают бойко расходиться, то композитор встречает более радушный прием: издатель берет на себя половину расходов по печата¬нию следующих сочинений, нодоходы оставляет целиком себе и навсегда...»27 Знакомство с подобными обстоятель¬ствами позволяет предположить, что в издательстве Циммермана ноты мар¬ша могли быть напечатаны лишь тог¬да, когда «Прощание славянки» уже приобрело популярность и любовь слушателей. Следовательно, время публикации можно отнести за рубеж 1912 года. Декретом Совнаркома РСФСР от 19 декабря 1918 года вся нотная пе¬чать в России была национализирова¬на. Далее, как утверждает М.Е. Кунин, «на базе нотопечатен Юргенсона и Гроссе в Москве была создана специ¬ализированная типография. Все фон¬ды награвированных досок перешли к "Музгизу", который на первых же порах своего существования развер¬нул разностороннюю издательскую деятельность»28. Наши поиски в Доме Пашко¬ва (РГБ) в Москве марша «Проща¬ние славянки», изданного в печатне Гроссе в 1914 году, как и в случае с издательством Циммермана, не увен¬чались успехом. Не нашли мы «фон¬дов награвированных досок» и учет¬ных книг «по нотопечатне» печатни В.Гроссе в Российском государствен¬ном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), куда перешел весь архив «Музгиза» после его реорганизации в 1964 году. Где же тогда титульный лист изда¬ния Гроссе? Возможно, он безвозврат¬но утерян. Итак, никому не известный, начи¬нающий композитор Василий Агап¬кин мог принести рукопись марша «Прощание славянки» для клавира в печатню Гроссе в Москве, скорее всего, в 1913 году. Почему в 1913-м? Обратим внимание на номер в ниж¬ней части нотной странички. Цифра 1481 — это и есть номер доски29. Он проставлялся на каждой странице из¬дания, един для всех страниц издания и всех переиздаваемых выпусков. Перебирая библиографию в нот¬ном отделе РГБ, мы обнаружили про¬изведение И.Шатрова «Осень наста¬ла». Оно тоже отпечатано у Гроссе и имеет номер доски 1483, близкий к номеру «Прощания славянки» (1481). Максимально близки по начертанию шрифты и «общий интерфейс» нот¬ной странички. Штамп с вальса Ша¬трова «Осень настала», где число XIII означает дату (год) принятия на хра¬нение, а также максимальная близость номеров досок и начертания шриф¬тов обоих произведений дает- право утверждать, что размещенный на вкладке книги Соколова «Прощание славянки» нотный лист марша опу¬бликован в 1913 году в печатне Гроссе в Москве. Когда марш приобрел популяр¬ность и стал исполняться в парках, на вокзалах и в других общественных ме¬стах, Агапкин мог обратиться в изда¬тельство Циммермана. И титульный лист марша с «гусаром и томной кра¬савицей на фоне гор», приводимый во всех публикациях, принадлежит, воз¬можно, уже следующему изданию — 1915 года. Давайте еще раз обратим внимание на издание Циммермана и на фотогра¬фию из семейного архива А. В. Сверд¬ловой. Как уже отмечалось, фотография с изображением семьи Агапкиных сде¬лана в 1915 году. Могла ли она послу¬жить сюжетом для обложки? Конеч¬но, могла. Об этом свидетельствуют фигура и форма одежды мужчины, а также посадка и поза женщины. А вот отсутствующий ребенок говорит о некоем символизме прощания и по¬терь. А поскольку мы берем смелость сравнивать изображения, то можно сделать вывод, что год издания этого марша был 1915-й. В дальнейшем, уже после двух ре¬волюций, в 1929 году, марш был издан Музыкальным сектором Госиздата в сборнике «Танцы для фортепиано», ноты которого сегодня мы увидим в иотно-музыкальном отделе РГБ и в нотном отделе РНБ (Фонтанный дом) в Санкт-Петербурге. В Служебно-строевой репертуар для оркестров РККА 1945 года30 также вошел этот марш, выполненный в дирекционе и в отдельных партиях самим автором со¬вместно с генералом Чернецким. Мне довелось часто встречаться с дочерью Агапкина Азой Васильевной Свердловой. Она, в частности, рас¬сказала, что в 1941 году, в октябре, когда к Москве вплотную подошел враг, ее мама (жена Агапкина, Ольга Алексеевна), боясь, что немцы войдут в столицу и захватят семью видного военнослужащего, сожгла в печке аб¬солютно весь семейный нотный архив. Возможно, в огне, сгорел и и рукопис¬ный вариант первой партитуры, и первый печатный экземпляр клавира. Василий Иванович Агапкин добро на такой отчаянный поступок жене не давал. В 1915 году штаб-трубач Агапкин окончил Тамбовское музыкальное училище по классу медно-духовых инструментов. В свидетельстве за но¬мером 77, выданном Агапкину, типо¬графским способом набрано: «Совет Тамбовского музыкального училища Императорского русского музыкаль¬ного общества сим свидетельствует, что мещанин г, Астрахани Василий Иванович Агапкин, 31 года от ро¬ду, православного вероисповедания, окончил в мае 1915 года в Тамбовском музыкальном училище курс музы¬кального образования по классу пре¬подавателя Ф.М. Кадичева и на вы¬пускном экзамене показал следующие успехи: в главном избранном для спе¬циального изучения предмете игре на трубе — отличные. По обязательным предметам: сольфеджио — весьма хо¬рошие; элементарной теории — весьма удовлетворительные; гармонии — удо¬влетворительные; инструментовке — удовлетворительные; игре на форте¬пиано — удовлетворительные. Кроме того, он, Агапкин, обучался военной инструментовке, а потому может с успехом исполнять должность воен¬ного капельмейстера. Вследствие сего и на основании постановления Совета Василию Агапкину может быть вы¬дан аттестат первой степени, если он, Агапкин, представит свидетельство об окончании 4-х классов мужской гим¬назии. Директор Музыкального учи¬лища С.Стариков»^. Василий Иванович Агапкин со¬чинил потрясающую мелодию. Эта мелодия — самое главное в марше — особенно близка слушателю, потому что в основе этой музыки лежат мо¬тивы славянских напевов. Некоторые музыковеды, например В. И. Тутунов, считают, что мелодия марша напо¬минает темы увертюры Бетховена к трагедии «Эгмонт». Некоторые ука¬зывают на схожесть мелодии со сла¬вянскими песнями, использованными в «Славянском марше» Чайковским. Узкопрофессиональные мнения не от¬меняют главного: марш поражает сво¬ей мелодичностью, сразу завоевывает сердца миллионов слушателей. В целом марш написан в классиче¬ской форме, первоначально в тональ¬ности до-минор. Вступление марша начинается с квартового форшлага, характеризующего призыв к борьбе за свободу. Далее идет нисходящее движение по ступеням минорного звукоряда без 7-й ступени, которая пропущена специально, дабы не про¬воцировать преждевременно «гармо¬ничность» минора. Главная тема начинается с полутонового форшлага сверху вниз и повтора того же звука 6-й ступени натурального минора. По мнению Н Губина, это указывает на «плач по маленькому ребенку», используемый во многих других народных мелодиях. Далее происходит движение мелодической линии по звукам трезвучий главных гармонических функций с очень удачным применением вспомогательных и проходящих звуков. Полутоновый форшлаг сверху вниз и движение вниз создали характерный и легко слышимый «агалкинский мотив», который повторяется во многих других произведениях Агапкина, что придает им легкую узнаваемость. Вторая часть марша начинается с затактов широкого интервала, сексты, затем квинты, затем кварты. Такое движение харак¬терно для выражения «защиты родного очага», «своей жизни от захватчиков», эти интервалы характеризуют «твердый, широкий шаг». Трио марша напоминает мелодию второй части, широкие интервалы, но с добавлением интонаций первой — движение по звукам главных трезвучий. В целом марш написан с соблюдением всех традиций, в минорной тональности, что характерно для сла¬вянской души. Именно поэтому на мо¬тив марша положено такое количество текстов, что добавило небывалой по¬пулярности и мелодии, и ее автору. В России, Германии, Болгарии, Сербии, Черногории, Марш знают во Фран¬ции, Италии, Словении, Македонии, Словакии, Греции, на Украине и в Бе¬лоруссии. В завершение расскажем об одном вероятном очевидце истории марша «Прощание славянки». В Централь¬ном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе, в экспозиции, посвященной защите Москвы, помещена труба, принадлежавшая Агапкину. Главный хранитель музея Сергей Монетчиков показал нам эту трубу. К сожалению, практически невозможно проверить, действительно ли инструмент принадлежал Василию Ивановичу, но но клейму на раструбе можно определить, что труба изготов¬лена в период 1924-1938 годов. На раструбе выбито: «Государст¬венная музыкальная фабрика, КУДЖ, г. Ленинград, № 9211». По словам И.Я. Сергеевой*' стало известно, что с 1924 года, с момента переименования фабрики музыкальных инструментов Циммермана в Государственную му¬зыкальную фабрику, производство музыкальных духовых инструментов принадлежало Комиссии по улучшению детской жизни при Управлении музыкальной промышленности, а с 1932 года — Тресту по производству клавишных, духовых и щипковых инструментов Наркомата легкой промышленности. В 1938 году фабрику переименовали в Ленинградский завод музыкальных инструментов и клеймо «КУДЖ» уже не выбивали на раструбах. Действительно, труба мог¬ла принадлежать Агапкину или кому-то из музыкантов его оркестра. В то же время с 1920 года Василий Иванович уже был назначен дирижером в оркестр 1-го транспортного отдела ОГПУ. Зная о железных правилах ма¬териальной ответственности, вряд ли Агапкин мог забрать себе трубу, числящуюся по книгам учета. Об отсут¬ствии таковой в семейной коллекции говорит и Аза Васильевна Свердлова. В наши дни под звуки марша отправляются в рейс: пассажирские теплоходы на Волге, фирменный поезд «Тамбов» (Тамбов-Москва), фирменный поезд «Россия» из Владивостока в Москву, фирменный поезд «Кама» из Перми в Москву, фирменный по¬езд «Вятка» из Кирова в Москву, фирменный поезд «Италмас» из Ижевска, фирменный поезд из Белгорода в Москву, экспресс и фирменный поезд Орел-Москва, международный поезд на пограничной станции Забайкальск Читинской области (фирменный поезд Пекин-Москва), фирменный поезд «Николай Конарев» из Харькова в Москву, фирменный поезд «Сура» (Пенза-Москва), фирменный поезд Воронеж-Москва, поезда из Симферополя в Москву, фирменный поезд «Соловей» (Курск-Москва), фирменный поезд Ульяновск-Москва, поезд Архангельск-Москва. Поезда, уходящие из симферопольского и феодосийского вокзалов, также провожает этот марш. Традиционно под него отправляются поезда из Севастополя. Все международные поезда с вокзалов Республики Беларусь (Белоруссии) отправляются под звуки «Прощания славянки». Также под звуки этого марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами России, убывающими к месту несения службы. Марш — гимн Тамбовской области

 

.

Москва
2011 г

 

 

Опубликовано в журнале МОСКВА, ноябрь, 2011 г 

 


The comment section is restricted to members only.
 
 

Картинная галерея

Перевод сайта

Статистика

Пользователей: 270
Новостей: 50
Ссылок: 0
Посетителей: 2526148

Кто на сайте?

Наш баннер

НАШ БАННЕР

Код нашего баннера:

 
© 2019 "МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!