Радиостанция

Радиостанция сайта МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 

Наша радиостанция работает в круглосуточном режиме.Повтор понравившихся передач можно прослушать самостоятельно в любое время суток.Темы - Воспоминания об авторе марша родственников и сослуживцев. История написания марша "Прощание славянки" В программе Всемирного юбилейного концерта мы транслируем сто лучших исполнений "Славяночки" из разных стран мира. Сегодня у нас уже более 2000 радиослушателей!


Слушать радио nikolaj-gubin-radio35

Всемирный концерт

Всемирный юбилейный концерт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (щелкнуть) 

В концерте представлено  100 различных исполнений марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ из разных стран мира.  В открывшемся после щелчка окне Вы можете выбрать любой фрагмент концерта или  воспроизвести все записи подряд в автоматическом режиме. Для удобства просмотра разверните видео на весь экран. 

Наши спонсоры

Участники акции

 
Публицистика
Лауреат премии "Мастер народного искусства Германии", кавалер Почетного Знака "За военно-патриотическое воспитание", серебряный и золотой медалист " Общества германо-советской дружбы", член "Общества охраны памятников истории и культуры",военный капельмейстер в отставке  Николай Иннокентьевич Губин.
Николай Губин на сервере Проза.ру

 

Image Известный писатель-маринист НИКОЛАЙ ЧЕРКАШИН, автор книг и очерков о людях в погонах

 



М Черток. Русский военный марш

ImageВышла в свет книга Мхаила Чертка "РУССКИЙ ВОКЕННЫЙ МАРШ. Сто лет маршу ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ." В книге нашли отражение многие идеи, впервые высказанные на страничках нашего сайта. Автор сердечно благодарит художественный совет и его председателя Николая Иннокентьевича Губина за плодотворное сотрудничество.Полный текст готовится к интернет-публикации, здесь же приводятся только фрагменты.

К истории создания марша

Приближается 100-летний юбилей марша «Прощание славянки», написанного Василием Ивановичем Агапкиным, русским капельмейстером и композитором. По общепризнанной версии, марш «Прощание славянки» был написан автором в октябре 1912 года, сразу же после начала Первой Балканской войны. Марш создан под впечатлением патриотического порыва, охватившего все славянские народы, и явился откликом на освободительную борьбу против турецкого владычества. Василий Иванович Агапкин в это время проживал в Тамбове и проходил действительную военную службу в 7-м кавалерийском запасном полку в должности штаб-трубача. Сегодня нет в России человека, который бы не знал и никогда не слышал мелодию бы этого марша. Это не случайно, ведь с первого своего звука марш берёт за сердце, западает в душу и навсегда остаётся в памяти. Как правило, звучание этого марша ассоциируется с расставанием, прощанием, разлукой. Недаром его исполняют при проводах в армию (фильм Н. Михалкова «Родня»), при отправлении поездов, при расставании. Незабываем потрясающий эпизод с Борисом и Вероникой из великого фильма М. Калатозова «Летят журавли». Вообще же, эта мелодия использована более чем в сорока отечественных фильмах.

К истории публикации марша

Что же касается времени первого издания и исполнения марша, то из того, что по этому поводу написали авторы книг об Агапкине и его знаменитом марше, сложилось и закрепилось следующее представление. После того как из-под руки Агапкина вышли первые нотные наброски марша, рукопись была обработана и инструментована Я.И. Богорадом в Симферополе. Поздней осенью 1912 года марш уже прозвучал в исполнении оркестра Богорада в Симферополе, на берегу речки Сливянки, а зимой 1913 года – в исполнении оркестра, где служил Василий Агапкин, в Тамбове. Попробуем проверить эту версию. Я просмотрел в Российской государственной библиотеке (нотно-музыкальный отдел в доме Пашкова) в Москве все имеющиеся там материалы, связанные с Богорадом. У этого владельца «Бюро инструментовки пьес и издания нот для военной музыки» , которое было достаточно известно и в России, и за её пределами (рис. 2), как оказалось, был хорошо поставлен учёт клиентов, обращавшихся в его контору. Так, например, его частым клиентом был В.В. Лейсек (около 60 трудов). Много было издано для духового оркестра инструментовок произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Балакирева, Кальмана, Даргомыжского, Шуберта, Дж. Сузы. Есть среди изданий и собственные произведения. Так вот, оказалось, что среди обращавшихся к Я. Богораду авторов-композиторов, имя Агапкина вовсе не упоминается. Степанов в своей книге утверждает, что ученик Богорада, Нагорный, который впоследствии стал военным капельмейстером, видел поздней осенью в квартире своего учителя «бравого военного с усами». К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть этого сейчас уже невозможно, но есть основания усомниться в словах Степанова. Во-первых, право на художественный вымысел (рис. 3). Во-вторых, «бравым военным» мог быть и Лейсек, который был постоянным клиентом Богорада и неоднократно посещал своего товарища, проезжая из Ташкента в Прагу через Симферополь. И, в-третьих, мала вероятность поездки Агапкина в Симферополь, когда и в Тамбове в то время были и местные композиторы и инструментовщики. Мог ли Агапкин обратиться за помощью к своему капельмейстеру Милову? Мог. Мог ли Агапкин обратиться за помощью к своему преподавателю в училище Ф. Кадичеву? Мог. В конце концов, первые издания марша говорят о том, что созданы они в московских типографиях, а не в Симферополе. Таким образом, вышеприведённое хорошо укоренившееся в литературе мнение о том, что к обработке и инструментовке марша был привлечён Я. Богорад, остаётся противоречивым и спорным. В литературе приводится изображение титульного листа и первой странички нот марша, якобы изданного Симферопольской типографией в 1912 году. Ниже приведена одна из страниц из книги Соколова (рис. 4). Заметим, что это, пожалуй, единственное изображение, встречающееся в литературе, без обрезанных краев...

Подробнее...
 
Николай Черкашин. Этот марш не смолкал на перронах
“Прощание славянки”… Так откликнулась душа молодого штаб-трубача 7-го кавалерийского полка Василия Агапкина на борьбу сербов против османского ига. Этот марш прогремел на перронах тамбовского вокзала в 1912 году и с тех пор не смолкает ни на парадах, ни на проводах в бой, ни в душах старых солдат. Последний раз я слышал его в Кремлевском концертном зале на празднике 300-летия Российского флота. Новые слова старого марша пела - и как пела! - замеча-тельная русская певица Татьяна Петрова. Зал встал. По щекам вете-ранов текли слезы. Плакали крепкие люди – бывшие моряки. Пла-кали от гордости за былые походы и от обиды за поруганную ныне армию, за ржавеющие у причалов корабли, за эскадры мертвых подводных лодок, выброшенных на осушку, за полунищих офицеров … А марш звучал отчаянно, бесстрашно, грозно и грустно… Мне посчастливилось держать в руках инструмент– се-ребряный корнет-а-пистон – на котором этот марш был впервые сыгран автором. Дочь Василия Агапкина достала ее с антресолей квартиры на Садовом кольце и доверила мне семейную реликвию на несколько дней. Готовилась новая грамзапись “Прощания сла-вянки”, и я договорился с тогдашним начальником военно-оркестровой службы Вооруженных Сил генерал-майором Н.Назаровым, что первые такты марша будут сыграны на подлинном инструменте автора.
Подробнее...
 
Сергей Шипилов. Три легенды

Есть в Тамбове по улице Коммунальной старый дом. Просто старый дом, и на первый взгляд, нет в нем ничего особенного. А ведь именно в этом доме штаб-трубачем 7-го кавалерийского полка Василием Агапкиным по городской легенде был сочинен знаменитый марш "Прощание славянки". Сразу предвижу первый вопрос: откуда мне это известно? Ну что ж, откуда, расскажу чуть позже, а пока - немного о легендах. Дело в том, что теперь, когда прошло уже около ста лет после тех событий, точно уже никто ничего сказать не сможет. Никаких документов не сохранилось, а живые свидетели давно в мире ином. Остаются только воспоминания и свидетельства людей, специально занимающимися вопросами краеведения, а также... ох, ну что тут поделаешь, источники информации в Интернете. И все они будут использованы при написани цикла этих статей, целью которых является возможно альтернативная, но всё же история создания и триумфального шествия одного из величайших военных маршей России.

Первая легенда - марш "Прощание славянки" был написан в доме №80 по улице Коммунальной (Гимназической).

Легенда идёт от Марка Яковлевича Гуревича, ассистента кафедры физической географии (1963-1980) Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина (Тамбовского педагогического института). Марк Яковлевич был отменным знатоком города Тамбова, и всякий раз, когда наш город посещали именитые гости, его неизменно приглашали выступить в качестве гида. В начале 60-ых годов прошлого века Марк Яковлевич, работающий одновременно учителем географии в средней школе, возил на экскурсию в Мичуринск своих учеников. По пути он показывал им исторические места и, когда они проезжали по ул. Коммунальной, указал на дом под №80, как место, где в 1912 году жил штаб-трубач 7-го кавалерийского полка Василий Иванович Агапкин, и в котором и был написан марш "Прощание славянки". Среди учеников Марка Яковлевича был Александр Дмитриевич Лазарев, который рассказал мне про ту поездку и сфотографировал этот дом. Подробные фотографии можно посмотреть в фотогалерее портала tambov.su.

Подробнее...
 
 

Картинная галерея

Перевод сайта

Редкая фотография

Статистика

Пользователей: 291
Новостей: 47
Ссылок: 0
Посетителей: 2275156

Авторизация






Забыли пароль?

Кто на сайте?

Наш баннер

НАШ БАННЕР

Код нашего баннера:

 
© 2017 "МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Пользовательского поиска
Найдите ноты, аудио и видеозаписи марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ Find the sheet music, audio and video of the march Farewell of Slav